Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

CD 08 "Диалог" (digital)

Сочинения Леденева, Волкова, Беринского, Юкечева, Орика, Зеленского, Никулина, Чистохиной.

22 октября. Концерт абонемента "www.Баян.ру" в Камерном зале КЗЧ. Ссылка.

12 июня ACADEMIC ACCORDION DAY и 11-13  июня мастер-классы в Королевской датской академии музыки. Ссылка

5 июня. КПК для преподавателей ДМШ/ДШМ Нижнего Новгорода. Ссылка

18  апреля. Отчетное мероприятие сектора педагогической практики кафедры баяна и аккордеона

10-14 апреля. XI Международный конкурс "Петропавловские ассамблеи" г. Санкт-Петербург

3-6 апреля, г.Томск. "Баянная школа Фридриха Липса"

И до Баха была музыка. Кемеровчанин учит мир играть на баяне

Сегодня Семёна знают как баяниста во всём мире. Кроме того, мужчина уже и сам воспитывает будущих звёзд, преподавая в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве.

Играть, как папа

Баянистом Семён Шмельков мечтал стать с детства. Рос он в музыкальной семье: папа – баянист, директор кемеровской музыкальной школы № 4, мама – пианистка, концертмейстер. Как рассказывает сам Семён, ему всегда нравилась игра отца. Папа и стал первым учителем. «Во время учёбы в музыкальной школе моим самым большим достижением была вторая премия на городском конкурсе в 1996 г. Выступал в составе ансамблей с домрами, даже играл на ударной установке», - вспоминает баянист.

А уже в 1997 г. профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Александр Крупин предложил мальчику учиться у него в лицее при консерватории. Как признаётся баянист, задача эта была непростая. Во-первых, пришлось уехать из дома и с 13 лет жить в интернате. Во-вторых, сложный формат обучения, когда всё ориентировано на занятия музыкой. Приходилось много работать над собой, ведь талантливых детей было много, а значит, и конкуренция серьёзная. Но атмосфера творчества, возможность слышать студентов консерватории и посещать филармонические концерты сглаживали все трудности.

«После года обучения в лицее выступал на открытом кузбасском региональном конкурсе в Кемерове. Это, наверное, был самый ответственный момент. Ведь нужно было доказать, что я не растворился лицее, а смог достичь каких-то результатов за прошедший год», - вспоминает Семён. На том конкурсе он завоевал Гран-при. Во время обучения в Новосибирске будущий баянист регулярно выезжал в Кемерово и другие города Кузбасса с концертами.

 

Творческие эксперименты

Прежде чем стать преподавателем РАМ им. Гнесиных, Семён сам окончил академию и аспирантуру в классе народного артиста РФ Фридриха Липса. Ещё студентом стал победителем международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании, Китае, Украине. В Москве всегда было много талантливых музыкантов, поэтому, чтобы занять свою нишу, нужно хорошо постараться. Семён и сейчас продолжает развиваться, придумывать что-то новое, экспериментировать. Например, «поиграл» с «Пляской смерти» Камиля Сен-Санса. Как объясняет баянист, традиционно «Пляску смерти» исполняют в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа. Кемеровчанин же решил максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения.

Преподавать в академии Семён начал в 2010 г., когда учился на третьем курсе аспирантуры. Работу в таком легендарном учебном заведении баянист считает не только большой честью, но и большим авансом. У музыканта уже есть свой подход к воспитанию новых звёзд. «Традиционно сложилось так, что баянисты играют музыку, начиная с периода Баха. А эпоху Возрождения только изучают, потому что считается, что она не для исполнения. У меня возникла мысль: а почему бы не попробовать сыграть её на баяне? Ведь хорошая музыка была и до Баха. Большое место в обучении ребят занимает исполнение современной музыки, сотрудничество с композиторами и, конечно, непрерывные поиски возможностей исполнения на баяне мировых шедевров разных столетий», - говорит баянист.

Семён Шмельков в Гнесинке работает по трём направлениям: школа, училище и академия. Сегодня у него уже есть свои звёздочки, которыми он гордится. В музыкальной школе, например, учатся три сестры Колмогорцевы. Они специально переехали в Москву из Ивановской области, чтобы поступить в Музыкальную школу РАМ им. Гнесиных и учиться у Шмелькова. Они за один учебный год стали победителями четырёх международных конкурсов. А в академии учится Алексей Колымаев (он переехал в столицу из закрытого города Саров), который уже стал лауреатом двух международных конкурсов в Уфе и Ростове-на-Дону. Молодой человек оказался настолько одарённым, что поступил в академию, минуя училище.

Баян ещё живёт?

Если в Советском Союзе баян был широко распространён, то в настоящее время, кажется, интереса к нему меньше. Но, по мнению Семёна Шмелькова, именно сегодня этот музыкальный инструмент возрождается. «Начиная с 90-х, когда многие ценности СССР были пересмотрены, изменилось и отношение к баяну. Его стали считать немодным, пережитком времени, его начали вытеснять с телевидения. Но в 2000-е началось возрождение. Конечно, нам ещё далеко до уровня СССР, но уже сейчас баян и аккордеон звучат на ТВ, на всевозможных праздниках. Любовь к инструменту разгорается с новой силой», - считает баянист.

Как объясняет Семён, баян просто пережил трансформацию и уже вошёл в эстраду. «Популярные музыканты тоже не обходят его стороной. Во многих хитах мы можем услышать баян-аккордеон. Баян снова становится модным, и это здорово!» - считает музыкант.

В своём репертуаре он тоже старается сочетать интересные современные и классические сочинения. Сегодня Семён гастролирует по всему миру. В ноябре, например, был с концертами в девяти городах Австрии. В июле посетил Польшу, где кроме концерта провёл мастер-класс для юных исполнителей. «Баян ценят везде. Просто где-то публика более восторженная, а где-то более сдержанная. Италия и Испания, например, встречают всегда очень эмоционально, а австрийцы более сдержанные. В России более сдержанная публика, например, в Нижнем Новгороде», - говорит баянист.

Старается Семён приезжать каждый год и в родной Кемерово. Очередной концерт баянист запланировал на конец ноября – начало декабря, но вопрос пока ещё решается. Семён бывает в Кемерове в качестве члена жюри Международного конкурса «Сибириада», Всесибирского фестиваля-конкурса искусств им. Вернера. «Конечно, хотелось бы выезжать и в другие кузбасские города и районы, особенно далёкие от центра. Но, к сожалению, гастроли обычно оплачивают только на один город», - говорит Семён. Поэтому пока гастрольный тур по Кузбассу остаётся в мечтах. Как отмечает музыкант, ему хотелось бы больше общаться с кемеровчанами не только во время концертов. Хочется проводить в том числе и мастер-классы, но это тоже пока только мечты.

Наталья Исаева. АиФ Кузбасс

Освободите музыку от нот

schmelkov

К этому курганских музыкантов призывали гости из Москвы

III Областной фестиваль «Играют студенты Российской академии музыки им. Гнесиных» завершился мастер-классом баяниста Семена Шмелькова.

Молодой, но уже признанный российским и зарубежным музыкальным сообществом исполнитель, с курганскими дарованиями говорил по-простому, без назидательного тона «маэстро» и тени высокомерия. Он раскрывал свои секреты владения инструментом, учил детей освобождать музыку от нот и дарить мелодии свободу.

Ошибаясь и начиная раз за разом сначала, пытаясь безупречно выполнить рекомендации именитого педагога, юные музыканты, затаив дыхание, извлекали из инструмента звуки. Занятие длилось больше часа, но дети были готовы работать и дольше, только пальцы уже не слушались – руки требовали отдыха. То, чего добивался выпускник Гнесинки от ребят – особую певучесть инструмента, яркость исполнения – они в дальнейшем продемонстрируют на сцене альма-матер – Курганского областного музыкального колледжа имени Д.Д. Шостаковича.

— Да простят меня специалисты других консерваторий, но гнесинская кафедра баяна и аккордеона, струнных групп, на мой взгляд, лучшая в мире, — сказал на закрытии фестиваля Михаил Рычков, директор курганского музколледжа.

– Мы с вами счастливые люди – имеем возможность видеть и слышать  в нашем зале самых ярких музыкантов современности. Каждый концерт фестиваля не был похож на предыдущий, но все они были связаны единой нитью – ювелирной отточенностью каждой ноты. В следующем году мы снова проведем фестиваль,  для нас он стал хорошей традицией. Какими будут эти встречи, кто из исполнителей приедет, пока сказать сложно. Но идеи уже есть, переговоры скоро начнутся.

В этом году фестиваль длился больше месяца. За это время на сцену курганского колледжа поднялись лауреаты международных конкурсов Сергей Луран (аккордеон), Петр Бабин и Толеген Какимов (оба баянисты), Бауыржан Мукажанов (домра), завершил вереницу талантов баянист Семен Шмельков, также победитель много численных конкурсов, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных.

Слушателям Семен предложил абсолютно новые прочтения знаменитых мелодий, а также неизвестные произведения именитых композиторов. Чего стоят «Пестрые страницы» профессора Московской консерватории Романа Леденева. Много лет назад, еще в 1959 году, после долгих уговоров он согласился написать несколько детских пьес, попробовал одну, другую, третью,  через пять лет их было уже триста. «Утренняя песенка», «Старинная песенка», «Песенка без слов», «Канон»- короткие сочинения, словно детские игрушки, каждая по своему хороша. Или пьесы из альбома Александра Гречанинова «Бусинки»: в них слышишь и детский смех, и плач,  радостный визг, искреннее недоумение и разочарование.

— Музыка для детей и детский репертуар стали особенно актуальными именно в наше время, — отметил на концерте Семен Шмельков.  – Фридрих Робертович Липс, известный российский баянист, первым сказал о том, что современная баянная музыка в большей степени предназначена для взрослых артистов, способности маленьких исполнителей в ней не учитываются. По инициативе Липса была издана хрестоматия для детей, в которую вошли лучшие сочинения ныне живущих советских и российских композиторов.

Семен из тех музыкантов, кто находится в постоянном поиске нового и захватывающего материала. Баянист ищет мелодии как среди архивов, так и в прямом общении с авторами. Исключением не стала и жена баяниста — композитор Ольга  Чистохина. Первое ее сочинение появилось в репертуаре московского музыканта еще в 2006 году («Элигическая поэма»),  с тех пор исполнитель постоянно сотрудничает с супругой  («Сказал, что без ее музыки баянистам одиноко») и творческий тандем регулярно  удивляет слушателей новыми современными произведениями.

Добрался Семен и до признанных гениев – знаменитую «Пляску Смерти» Камиля Сен-Санса изменил так, вернее, вернул ей настолько близкое к оригиналу звучание, что даже маститые  музыканты не узнают в этой мелодии знакомую во всем мире музыку. Традиционно «Пляска Смерти» исполняется в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа, в голову же московскому баянисту пришла идея сделать переложение с партитуры и постараться максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения. По мнению Семена Шмелькова,  Лист позволил себе много того, чего Сен-Санс не закладывал в сочинение.

Под занавес концерта прозвучал «Большой хроматический галоп» Листа, произведение, как признался сам Шмельков, которое «каждый раз исполняется как в последний». Прозвучало оно блестяще, зал ликовал и требовал Семена на бис. Музыкант еще раз вышел на сцену («Я готов, но если не хватит сил доиграть до конца, заранее прошу прощения»), и «Пчелкой» Франца Шуберта поставил яркую точку в завершении областного фестиваля.

Фото предоставлено Курганским областным музколледжем им. Д.Д. Шостаковича.

 
Пресса

Содержание