Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

20-26 марта, г. Кемерово. Творческая школа баянного исполнительского искусства "Виват,баян! Перезагрузка", при поддержке ПФКИ. На базе ДШИ №4. 93 участника из 16 населенных пунктов Кузбасса и Томска

24 февраля, Галерея Шилова. Концерт "Романтическое путешествие". Ссылка на описаниеСсылка на трансляцию

19-21 февраля, г. Сыктывкар. Мастер-классы и концерт в рамках Творческой школы РАМ имени Гнесиных.

9 февраля, г. Нерехта. Концерт "В кругу друзей"

1-2 февраля, РАМ имени Гнесиных. Международная творческая школа

В издательстве OBLIGATO musikkforlag в Норвегии опубликованы сочинения Ольги Чистохиной:        - Французская сюита для флейты и баяна          -  Элегическая поэма для баяна соло

13-17 декабря, Москва. Международный фестиваль "Баян и баянисты"

5-6 декабря, Арзамасский музыкальный колледж. Мастер-классы и концерт

29 ноября, г. Рязань, ДШИ №7 им. Ю.Н. Холопова.  VII межрегиональная научно-практическая конференция". Мастер-классы

19 ноября, Калужский музыкальный колледж им. Танеева. Мастер-классы и концерт с учениками

16 ноября, Московский дом композиторов. Фестиваль "Московская осень". Исполнение Сюиты Ирины Дубковой "Солнечный ветер" для баяна соло.

10 ноября, Камерный зал ММДМ. "Бенефис баяна". Ссылка на трансляцию. Ссылка на Новости культуры от 11.11.2023 года

5 ноября, Концертный зал РАМ имени Гнесиных. 75-летие Факультета народных инструментов. Ссылка на трансляцию

31 октября, РАМ имени Гнесиных. Мастер-классы в рамках Конкурса творчества "Нас 20 миллионов". Ссылка на сайт конкурса

30 октября, ДМШ им. Дунаевского. Курсы повышения квалификации. Ссылка на описание

24 октября, Дом народов России. Концерт "Музыкальная табакерка". Ссылка на регистрацию

18-20 октября, г. Архангельск. IV фестиваль-конкурс "Будущее поморья". Ссылка на репортаж

16 октября, Малый зал РАМ имени Гнесиных. Концерт класса. Ссылка на регистрацию

9 октября, ДМШ имени Ф.И. Шаляпина. Концерт класса и мастер-класс

25 сентября, вышла в свет Хрестоматия "Фортепианная и симфоническая музыка в переложении для баяна". 

19 сентября, г. Москва. АМУ при МГК имени Чайковского. КПК для преподавателей ДШИ и ССУЗов. 68 участников из 19 регионов страны. Ссылка на страницу проекта

24 июня - 4 июля, г. Суздаль. Творческая школа Благотворительного фонда "Новые имена"

13-16 июня, г. Москва. Курсы повышения квалификации "Баянная школа Фридриха Липса"

27 мая, г. Смоленск. Концерт "Голоса России"  Ссылка на описание концерта

28-29 апреля, г. Тамбов и Ивановка. Выступления в рамках творческой школы РАМ имени Гнесиных

24-25 апреля, г. Архангельск. Концерт и мастер-классы в рамках Творческой школы РАМ имени Гнесиных.                                                  Ссылка на передачу Доброе утро, Поморье

Ссылка на сюжет ГТРК "Поморье" о мастер-классах

14-16 апреля, г. Казань. Международный конкурс-фестиваль "Феерия аккордеона"

1 апреля 2023 года, Москва. Концерт "ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕХ" в Галерее Александра Шилова.  Ссылка на трансляцию концерта                  Ссылка на описание концерта                      Ссылка на билеты

При поддержке:                                                    - Благотворительного Фонда Фридриха Липса       - Фабрики "Тульская гармонь"                              - Агентства недвижимости "Этажи Калуга"

21 марта, г. Тверь. Курсы повышения квалификации.

20 марта, г. Москва. Курсы повышения квалификации.                                                Ссылка на страницу методкабинета

18 марта. Мастер-классы в рамках отбора на стипендию Благотворительного фонда "Новые имена" в Москве

2 марта. Мастер-классы в рамках отбора на стипендию Благотворительного фонда "Новые имена" в Перми. Подробная информация

1 марта. Выход 12 аудиоальбома "Солнечный ветер". Сочинения Клементи, Сен-Санса, Алябьева, Глазунова, Кривицкого, Подгайца, Дубковой, Шмотовой. Содержание

Youtube   Apple Music   Spotify

21 февраля. VII Всероссийский фестиваль «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде» имени Н.Я. Чайкина.                                                     Ссылка на трансляцию                               Ссылка на страницу концерта                       Ссылка на статью о фестивале

10 февраля, ДШИ №1, г. Раменское Московская область. Мастер-классы и концерт.

6-7 февраля, ДХШ им. В.И. Сурикова, г.Липецк. Курсы повышения для преподавателей ДШИ Липецкой области

3 февраля 2023 года. Мастер-класс и концерт в ДШИ г. Кохмы. Ссылка на новости с сайта школы  Кохомский вестник

17 декабря. Выступление на международном фестивале "Баян и баянисты". Концертный зал РАМ имени Гнесиных. Ссылка на трансляцию

8-10 декабря. Председатель жюри X Всероссийского конкурса "Играй, мой баян", г. Ярославль. Ссылка на страницу конкурса

6 декабря. Концерт оркестра баянистов и аккордеонистов РАМ имени Гнесиных.                Ссылка на трансляцию

1-3 декабря, Северодвинск. Председатель жюри III региональный конкурс народной песни, инструментальной музыки и художественного творчества "Поморское быванье" 

29 ноября 2022 года. Награждение методических служб, ставших лауреатами II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ.
В поздравлении от Гнесинского музыкального дома также участвуют учащиеся Музыкальной школы и Музыкального училища Российской академии музыки имени Гнесиных
Снежана, Стешана и Милана Колмогорцевы, класс Семена Владимировича Шмелькова.

Ссылка на трансляцию

Ссылка на выступление

25 ноября. Интервью информационному агентству "Омск здесь" Ссылка на сайт

С 12 по 20 ноября 2022 года в формате онлайн состоялся конкурсный отбор кандидатов от Ямало-Ненецкого автономного округа на соискание стипендии Благотворительного фонда «Новые имена».

17-18 ноября. Мастер-классы в рамках подготовки к "Кубку губернатора", г. Омск

12-13 ноября. Областной конкурс исполнителей на народных инструментах, Калужский музыкальный колледж имени С.И. Танеева

10 ноября. Большой зал Дома композиторов, Москва. Концерт в рамках фестиваля современной музыки "Московская осень". Прозвучит Концерт для баяна и камерного оркестра Татьяны Сергеевой (2019). Посвящено Фридриху Липсу

17 октября. Концерт класса "Переплетения", Малый зал РАМ им. Гнесиных

11 октября. Мастер-класс и концерт класса в ДШИ №10, г. Москва.

29 сентября. Мастер-класс и концерт класса в ДМШ им Ф.И. Шаляпина, г. Москва

22-23 сентября. Прослушивание и мастер-класс на стипендию Благотворительного фонда "Новые имена", г. Белгород

16 сентября. РАМ им. Гнесиных. Мастер-классы в рамках исполнительского конкурса для молодёжи Тверской области «Нас 20 миллионов»

11-23 июля. Юбилейная ХХХ международная летняя творческая школа "Новые имена", г. Суздаль

14-17 июня в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялись курсы повышения квалификации в рамках Национального проекта "Культура» на тему «Выдающиеся музыканты-педагоги гнесинской школы: баянная школа Фридриха Липса"
Курсы собрали более 170 слушателей со всей страны

26-27 апреля, г. Курган. I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментов "Кубок Зауралья"

23 апреля, г. Москва. Концерт в Галерее Шилова с  камерным оркестром Ивановской филармонии "Первое свидание". Главный дирижер - Дмитрий Щудров. При поддержке фабрики "Тульская гармонь" и Благотворительного фонда Фридриха Липса

Ссылка на трансляцию

Ссылка на билеты

20 апреля, г. Брянск. Мастер-класс в рамках курсов повышения квалификации по программе «Инструментальное исполнительство» Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства

15 апреля. Отчетный концерт сектора педагогической практики РАМ им. Гнесиных

7 апреля состоялась встреча со студентами Ивановского музыкального училища

7 апреля, г. Иваново. Концерт с  камерным оркестром Ивановской филармонии "Первое свидание". Главный дирижер - Дмитрий Щудров

Ссылка на информацию о концерте на странице филармонии

Ссылка на трансляцию

26-27 марта, г. Калуга. Открытый фестиваль-конкурс народных инструментов «Звучит аккордеон», посвящённый Всероссийскому Дню баяна, аккордеона и гармоники.

23-24 марта. Онлайн-курсы повышения квалификации для преподавателей музыкальных школ Пензенской области

22 марта в Тверском музыкальном колледже им.М.П. Мусоргского состоялись мастер-классы с юными исполнителями в рамках курсов повышения квалификации

12 марта, г. Москва, ДШИ №14. Концерт учащихся Музыкальной школы РАМ им. Гнесиных в рамках III Всероссийского фестиваля "Лиловый дрозд"

4 марта. Малый зал РАМ им. Гнесиных. Концерт класса посвященный 270-летию со дня рождения Муцио Клементи

24-27 февраля. Байкальский международный арт-фестиваль "Виват, талант", г. Иркутск.

Сайт конкурса

Состав жюри номинации народные инструменты

17 февраля, г. Владимир. Областная научно-практический конференция. Владимирский областной музыкальный колледж им. Бородина

С 7 по 11 февраля. Музыкальный лекторий. Цикл онлайн-лекций. Дирекция образовательных программ.

Ссылка на регистрацию

8-9 февраля, г. Липецк. Курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ Липецкой области

С 1 по 6 февраля съемки ютуб-шоу "Битва на мехах", РАМ им. Гнесиных

17 и 22 января. Малый зал Московской консерватории. Концерт памяти Р.С. Леденева.

В концертах прозвучат баянные сочинения композитора:
- неоконченный цикл "...на фоне русского пейзажа". Посвящено Фридриху Липсу (исполнители Григорий Телешов, Алексей Колымаев, Сергей Данилькевич)
- Ave Maria (исполнители Екатерина Кириллова и Семен Шмельков),
а также Пять пьес из цикла "Пестрые страницы" (исполнитель Семён Шмельков)
и премьера сочинения "Пейзажи" для баяна и четырех флейт Анастасии Ващиной (исполнители квартет "СИРИНКС" в составе: Святослав Голубенко, Ирина Еленевская, Анастасия Борискова, Варвара Мистюкова и Семён Шмельков)

Ссылка на концерт 17 января

Ссылка на концерт 22 января

 

15 января. Рахманиновский зал Московской консерватории. Премьера сюиты для баяна "Солнечный ветер" Ирины Дубковой

Ссылка на информацию о концерте

26 декабря. Санкт-Петербург. XXXVI Международный фестиваль музыки для баяна и аккордеона

Ссылка на сайт фестиваля

Ссылка на трансляцию

16-19 декабря. XXXIII Международный фестиваль "Баян и Баянисты", г. Москва

Трансляция концерта

16 декабря. Г. Курган. Концерт в рамках фестиваля "Играют студенты РАМ им. Гнесиных".

26 ноября. Отчетный концерт сектора педагогической практики кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных.

Ссылка на регистрацию

 25 ноября. Концерт посвященный 100-летию Астора Пьяццоллы, КЗ РАМ им. Гнесиных. 

Запись концерта

24-25 ноября. Кубок Союзного государства и стран СНГ, г. Москва

Ссылка на страницу конкурса

25 ноября. Всероссийский конкурс "Дети XXI века",    г. Глазов

Ссылка на сайт конкурса

15-18 ноября. РАМ им. Гнесиных. Курсы повышения квалификации на тему: «Выдающиеся музыканты-педагоги гнесинской школы. Баянная школа Фридриха Липса» в рамках Национального проекта «Культура» 

 

14 ноября. Москва. Вечер памяти Артема Крикливого. Музей Скрябина.

6-7 ноября. Нижний Новгород. Мастер-классы в рамках   музыкального фестиваля "Новые имена"

Ссылка на информацию о фестивале

Ссылка на трансляцию мастер-классов

3 ноября. Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва

Ссылка на трансляцию

28-29.10 КПК для преподавателей ДМШ. Организатор Дирекция образовательных программ г. Москвы. Информация о курсах

15-16 октября. Мастер-класс и выступление на открытии в рамках программы Благотворительного фонда "Новые имена", г. Нижнекамск, Альметьевск

Ссылка на сайт Благотворительного фонда "Татнефть"

30.09 в 18.30 Концерт "Игра в классики". ДМШ им. Ф.И. Шаляпина

24.08 в 11.00 по московскому времени. Открытый урок в рамках "The 4th Bao'an Shenzhen International Accordion Festival".
В открытом уроке участвуют ученицы РАМ им. Гнесиных Милана, Снежана и Стешана Колмогорцевы
Ссылка на открытый урок

Ссылка на информацию о фестивале

 

26 марта. г. Сыктывкар. Национальная галерея. Концерт в рамках межрегионального конкурса «ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ» им. Я.С. Перепелицы. Страница конкурса

17 марта. г. Орел.  Зал филармонии (ул. Ленина, 23) во Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники. Ссылка на сайт филармонии

14 марта. Мастер-классы в рамках Марафона "На родине Чайковского" от фонда "Новые имена". Ссылка на трансляцию

17-18 февраля состоялись курсы повышения квалификации для преподавателей Липецкой области

17 января. Мастер-класс в рамках детского конкурса баянистов и аккордеонистов в Шеньжене (Китай). Ссылка на сайт конкурса

31 декабря. Рахманиновский зал МГК им. Чайковского. Новогодний концерт квартета "СИРИНКС". Прозвучит Грустная и Шуточная история Ольги Чистохиной для четырех флейт и баяна.  Ссылка на видео

"НАЧНЁМ ИСКУССТВЕННО ОСТАНАВЛИВАТЬ ВРЕМЯ - БУДЕТ ТУПИК". ИНТЕРВЬЮ С ДОЦЕНТОМ ГНЕСИНКИ. 

Автор: Алина Кочергина

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ: HTTPS://OMSKZDES.RU/CULTURE/79710.HTML

О снобизме в музыке, ценовой политике на рынке инструментов, дилемме "наш или итальянский", а также педагогических "фишках" и музыкальных экспериментах, - читайте в нашем материале.

В Омске продолжаются мастер-классы для учеников школ искусств. Опытом с молодыми исполнителями поделился доцент кафедры баяна и аккордеона академии имени Гнесиных, концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер и преподаватель - Семён Шмельков.

Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с преподавателем и узнал, почему Штраус прятал скрипку от детей и как корова соотносилась в цене с гармошкой.

- Семён, расскажите, как вы пришли в музыку? И почему выбрали именно баян, ведь более популярны такие инструменты, как фортепиано, гитара или скрипка, например.

- В моём случае всё было очень просто. Мои родители музыканты: папа - Владимир Владимирович Шмельков - баянист, директор музыкальной школы № 4 в городе Кемерово уже больше 30 лет, мама - Елена Владимировна Шмелькова - пианистка, поэтому музыка звучала всегда и звучит до сих пор в доме. Пришёл именно к баяну, потому что, когда мой папа оканчивал Новосибирскую консерваторию, он готовил сложное виртуозное произведение - "Итальянскую польку" Рахманинова в обработке Яшкевича - это для баянистов один из самых сложных этапов на творческом пути. Эта пьеса очень мне понравилась, и я пошёл на баян с целью сыграть её. К слову сказать, до сих пор я эту пьесу не сыграл. Играю сложные музыкальные произведения, но до этой ещё не дошёл. Мне захотелось играть красивую музыку на том инструменте, который я услышал дома, папа на нём здорово играл и играет до сих пор - это стало для меня примером на всю жизнь.

- В профессиональной среде есть доля скептицизма, когда говорят "народник". Это обижает?

- Скажем так: не в музыкальной среде, а среди музыкантов симфонического оркестра. Сложно сказать, почему. Наверное, наш путь развития не такой длинный, как у фортепиано, где начинается отсчёт с середины XVIII века, ему предшествовал и орган, и клавесин, поэтому их история, конечно, более серьёзная, традиции более крепкие, но в то же время для таких инструментов их история становится своеобразным ограничителем. Получается, что золотой репертуар довлеет над программой учащихся. Скептицизм или проще - снобизм, есть в любом круге общения, не только среди музыкантов, но и в других профессиях. В принципе баян уже много лет активно играет и в ансамблях с тем же фортепиано, со скрипкой - практически с любым инструментом. Это не только переложения, но и оригинальная музыка. Более того, баян является одним из лидеров обращения среди современных композиторов, и это не только Россия, это и Европа. Пример - композитор София Губайдулина, которая написала свои сочинения для баяна, и они облетели весь мир. О Губайдулиной узнали во многом из-за баяна, и о баяне узнали во многом из-за Губайдулиной. Поэтому даже если это есть, нас, баянистов, аккордеонистов это не останавливает, мы активно сотрудничаем со всеми музыкальными инструментами. А если что-то не так происходит, как хотелось, то, наверное, нужно винить самих себя, в силу того, что инструмент относительно молодой, те процессы, которые шли у пианистов в начале XIX века, у нас зачастую ещё не пройдены.

- Когда у нас проходил мастер-класс по балалайке, ваш коллега рассказывал мне, что в России не знают классической балалайки, телевизионщики не ставят в эфир концерты, поскольку зрителей больше интересует симфоническая музыка. Вы тоже видите такую проблему?

- Как говорил мой учитель Фридрих Робертович Липс: "Золотое время баяна прошло". Это был советский период истории, когда баян звучал из телевизора, радио, когда наши учителя играли в передачах под Новый год, показывали сольные концерты, они играли любую музыку. Сейчас такого, конечно, нет. Если мы увидим баян на телевидении, то это будет эстрадный баян. Однако мне кажется, в этом нет ничего трагического. Есть хороший пример с гитарой: многие пошли учиться играть на этом инструменте, увидев The Beatles, и это движение до сих пор развивается, многие ребята стремятся играть на гитаре, приходят, условно, с одними целями, а остаются уже с другими. Это позволяет проводить колоссальный отбор, поэтому то, что наш инструмент звучит в эстрадном формате на телевидении, стоя, вприпляску, я в этом ничего плохого не вижу. Это то, что позволяет нам привлекать в музыкальные школы ребят, потому что прежде всего это видят родители, они понимают, что это весело и актуально. Да, баян был популяризирован в советское время, потом в 90-е как-то это всё стало спадать, затем вообще пропало, после уже появился аккордеонист Пётр Дранга, группа "Баян Микс", и благодаря им во многом массы ребят приходят в музыкальные школы по всей стране. Опять же, система музыкального образования построена так, что ребята учат разный репертуар. Это непросто, но мы работаем над этим. Кстати, у меня есть ученицы сестры Колмогорцевы, которые выступали и на передаче "Лучше всех", и в музыкальной рубрике программы "Доброе утро", поэтому нельзя сказать, что совсем баян где-то на периферии. Всегда хочется большего. Даже сейчас, я бы не сказал, что всё пессимистично.

- А вы экспериментируете с репертуаром? Можно ли что-то современное, например, сыграть на баяне?

- Эксперимент касается буквально всего в плане репертуара. Новое - это не всегда то, что написано сегодня. Бывает, что мы играем какую-то пьесу на баяне, которую вообще до этого на этом инструменте не играли по ряду причин, и это тоже эксперимент. Если говорить про меня как исполнителя, то, например, я сделал переложение "Озорных частушек" Щедрина. Её вообще не играли на баяне никогда, потому что это партитура большого симфонического оркестра. Мне это не просто удалось совместить, а добавить ещё определённые шумовые эффекты. Получилось, действительно, не просто ощущение переложения, а эффект концертной пьесы. Это же касается и "Пляски смерти" Сен-Санса.

Если говорить про детский репертуар, то здесь тоже бывают эксперименты. Например, мы с моими ученицами работали над произведением Лероя Андерсона "Пьеса для пишущей машинки" (The Typewriter) - это знаменитая пьеса, в которой солист играет на печатной машинке, а симфонический оркестр - аккомпаниатор. Мы сделали это на три аккордеона, это тоже было впервые, такого никто не делал. Получилось здорово, эффектно. Они играли это произведение на вручении премии Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств" при министре культуры РФ Ольге Борисовне Любимовой и ректоров вузов почти со всей страны. Конечно, это риск - играть новые произведения, которые никогда не слышал, не знаешь конечный результат, переживаешь, как это примет публика.

- В нынешних условиях санкций, когда сократился поток, например, качественных иностранных автомобилей, вы ощутили дефицит профессиональных инструментов, или же в России достаточно своих баянных мастерских?

- У нас, действительно, есть российские фабрики: "Юпитер" - в Москве, фабрика "АККО" - в Воронеже, "Тульская гармонь" - в Туле. Все фабрики с большой историей, самая молодая из них - "АККО". Они сейчас все загружены заказами, даже перегружены. Это во многом обострилось из-за санкций, но и до санкций они имели достаточно большой объём заказов. Европейские инструменты всегда были дороже в силу курса валют. Что принципиально для нас как баянистов различается - так это две части инструмента: голосовая часть - то, что звучит, и механическая - то, что нажимается. Традиционно итальянцы делают более качественно механическую часть. Голосовая же часть всегда была сильной стороной русских инструментов, потому что это ручной труд, никакую машину этому не научишь, станок ЧПУ не сделает тот голос, который должен быть. Толщина, ширина - это всё, что передаётся из рук в руки. В этом плане наши мастера обладают потрясающей компетенцией.

- А инструменты чьего производства чаще выбирают ваши ученики?

- Есть фанаты русских мастерских, есть фанаты итальянских инструментов. Я сам играю на тульском инструменте, а у меня в классе у ребят и воронежские, и московские, и итальянские инструменты. Поэтому здесь я демократичен: что ребятам нравится, на том пусть и играют.

- Давайте поговорим о ценовой политике. Насколько я знаю, лет 30 назад, например, хороший аккордеон стоил примерно, как машина. Мои бабушка с дедушкой, чтобы купить инструмент моей маме, были вынуждены отказаться от автомобиля. Сейчас ситуация изменилась?

- Я помню из исторической справки, что гармошка стоила, как корова - это было в XIX веке. Года три назад я смотрел, что корова в среднем тысяч 500 стоит. До этого роста цен средний концертный баян стоил 500 тысяч рублей. Сейчас, конечно, всё выросло. Не знаю, сколько стоит корова, но цены на большие концертные баяны начинаются от миллиона рублей, хотя, опять же, машины тоже в цене подросли. Видите, как всё меняется. Покупка инструмента - это всегда стресс.

- А помните покупку вашего первого баяна?

- Мой первый баян купили мне родители, копили на него два года. Это было время, когда не было кредитов, происходила девальвация рубля. В моих глазах - это настоящий родительский подвиг, они себе отказывали во многих вещах, и благодаря этому я и стал музыкантом.

- Существует ли сейчас какая-то государственная поддержка талантливых ребят с точки зрения приобретения инструментов?

- Как сапожник без сапог, так и исполнитель без инструмента мало может чего добиться. В плане поддержки всё это носит характер конкретного случая. Существуют примеры, когда губернаторы дарят инструменты, но каждый случай рассматривается отдельно. Надо сказать, что в 90-х годах с этим было проще, почему-то фонды или те же губернаторы чаще дарили инструменты. Сейчас эта ситуация усложнилась, и я практически не помню таких случаев. Особенно остро стоит вопрос покупки инструментов в многодетных семьях. Как правило, ребята талантливые, трудолюбивые. Совсем недавно я был в Калуге, мы обсуждали истории двоих ребят, очень одарённые. Оба из семьи, где воспитываются восемь детей. Естественно, у такой семьи просто нет возможности купить даже за 400 тысяч какой-нибудь средний инструмент, или хороший, но бывший в употреблении. И, к сожалению, нет решения. Вернее, есть, но временное - инструмент в учебном заведении. Такая практика существует, но, конечно, тоже не везде.

- Для вас баян - это…

- Для меня баян (а у меня их два) - это живое существо. Когда мы летаем на самолётах, иногда баян проносить нельзя, тогда приходится разделять его на две половины. Этот момент разборки инструмента для меня очень болезненный, как будто операционный стол, скальпель, конечно, никакого вреда инструменту не причиняется, это винты, но всё равно разобранный инструмент вызывает у меня какой-то холод внутри.

Музыканты чувствуют каждый недостаток инструмента, его сильные места. Берегут, заботятся, если вдруг что-то неисправно, то чинят. Поэтому для меня мой инструмент - это живое существо, с которым я разговариваю, берегу, я даже форте не играю на нём без необходимости, только если это требует музыка. Инструмент чуток к тому, что делает исполнитель.

- Звуки баяна и аккордеона - это что-то родное для меня. Можно ли назвать баян национальным русским инструментом или он облетел весь мир?

- Он действительно родной. Гармонь же пришла к нам из Германии, но это не значит, что это не родной нам инструмент. Он такой же родной, как для итальянцев, французов, немцев, китайцев, сербов. В разных странах на баянах играют народную музыку, она звучит там естественно, бытует в ресторанах, на праздниках, поэтому, несмотря на то, что репертуар баяна стал действительно космополитичным, мы играем на баяне всю музыку, практически в любом жанре: и народная музыка, и эстрадная, и академическая, и авангардная, и такое направление, как танго Астора Пьяццоллы, в театрах сейчас много задействуют аккордеонистов. Нельзя сказать, что одно направление лучше другого, да и не нужно. В зависимости от того, что мы хотим от инструмента, то он нам и даёт. Кстати, многие классические пьесы на баяне звучат очень интересно с точки зрения оригинальности - это музыка Баха, Куперена, Скарлатти, Шуберта, Листа. Баян раскрывает новые грани этой музыки, не то, что он адаптируется к ней, а он озвучивает те стороны, которые не были слышны в исполнении оригинальных инструментов, поэтому баян для каждого свой, он многолик, и это, наверное, самое главное.

- Если говорить о методике преподавания, есть ли у вас какие-то свои "фишки"?

- Со стороны виднее, наверное. Для меня самое главное в педагогике - заинтересовать ребёнка, не через муштру или повторение, а именно через интерес к музыке, чтобы ребёнок, увлёкшись музыкальным образом, захотел передать эту картинку через звук. Процесс создания образа, механизм звукоизвлечения, сотворчества, важна искра в глазах, сегодня у нас были такие случаи на мастер-классах. Это, наверное, является педагогическим счастьем, когда ты видишь в юном исполнителе искру, которую ты при помощи небольших усилий смог извлечь, этот огонёк, который ещё маленький, но уже горит. Моя главная задача - чтобы ребята создавали музыкальные образы на инструменте, и стали независимы от меня. Учитель должен научиться быть "ненужным". Это важно - научить самостоятельности в технологии, в воображении. Конечно, есть рутина, вопросы дисциплины, но у тех, кто тянется к музыке, всё получается. И даже после окончания обучения мы контактируем, остаёмся друзьями, уже коллегами.

- Не боитесь, что ученики составят вам конкуренцию?

- Наверное, если учитель будет бояться конкуренции, он перестанет учить. Знаете, есть история о семье Штраусов. Старший Штраус - отец, увидев, что его сыновья обладали недюжинными музыкальными способностями ещё в детстве, закрывал скрипки в сундук, а ключ выбрасывал на улицу. То есть он понимал, что они ему конкуренты. В итоге так и получилось, сыновья его затмили, ну, видимо, чего боялся, то и получил. Поэтому конкуренции нет, педагог должен передавать своё мастерство. Если мы начнём искусственно останавливать время, будет тупик, перестанет происходить преемственность поколений. На самом деле, во многих школах страны как раз эта преемственность не всегда присутствует, когда есть старшее поколение 60+ и в редком случае молодёжь. Преемственность должна существовать в шаге 10-15 лет, ведь поколения разные, каждому есть что сказать. Поэтому я думаю о том, как сделать так, чтобы ребёнок играл лучше. Научить любить музыку нельзя, ведь музыка - это призвание, каждый решает сам: готов он жить в музыке и терпеть невзгоды, которые есть и здесь, как и в любой профессии.

И до Баха была музыка. Кемеровчанин учит мир играть на баяне

Сегодня Семёна знают как баяниста во всём мире. Кроме того, мужчина уже и сам воспитывает будущих звёзд, преподавая в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве.

Играть, как папа

Баянистом Семён Шмельков мечтал стать с детства. Рос он в музыкальной семье: папа – баянист, директор кемеровской музыкальной школы № 4, мама – пианистка, концертмейстер. Как рассказывает сам Семён, ему всегда нравилась игра отца. Папа и стал первым учителем. «Во время учёбы в музыкальной школе моим самым большим достижением была вторая премия на городском конкурсе в 1996 г. Выступал в составе ансамблей с домрами, даже играл на ударной установке», - вспоминает баянист.

А уже в 1997 г. профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Александр Крупин предложил мальчику учиться у него в лицее при консерватории. Как признаётся баянист, задача эта была непростая. Во-первых, пришлось уехать из дома и с 13 лет жить в интернате. Во-вторых, сложный формат обучения, когда всё ориентировано на занятия музыкой. Приходилось много работать над собой, ведь талантливых детей было много, а значит, и конкуренция серьёзная. Но атмосфера творчества, возможность слышать студентов консерватории и посещать филармонические концерты сглаживали все трудности.

«После года обучения в лицее выступал на открытом кузбасском региональном конкурсе в Кемерове. Это, наверное, был самый ответственный момент. Ведь нужно было доказать, что я не растворился лицее, а смог достичь каких-то результатов за прошедший год», - вспоминает Семён. На том конкурсе он завоевал Гран-при. Во время обучения в Новосибирске будущий баянист регулярно выезжал в Кемерово и другие города Кузбасса с концертами.

 

Творческие эксперименты

Прежде чем стать преподавателем РАМ им. Гнесиных, Семён сам окончил академию и аспирантуру в классе народного артиста РФ Фридриха Липса. Ещё студентом стал победителем международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании, Китае, Украине. В Москве всегда было много талантливых музыкантов, поэтому, чтобы занять свою нишу, нужно хорошо постараться. Семён и сейчас продолжает развиваться, придумывать что-то новое, экспериментировать. Например, «поиграл» с «Пляской смерти» Камиля Сен-Санса. Как объясняет баянист, традиционно «Пляску смерти» исполняют в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа. Кемеровчанин же решил максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения.

Преподавать в академии Семён начал в 2010 г., когда учился на третьем курсе аспирантуры. Работу в таком легендарном учебном заведении баянист считает не только большой честью, но и большим авансом. У музыканта уже есть свой подход к воспитанию новых звёзд. «Традиционно сложилось так, что баянисты играют музыку, начиная с периода Баха. А эпоху Возрождения только изучают, потому что считается, что она не для исполнения. У меня возникла мысль: а почему бы не попробовать сыграть её на баяне? Ведь хорошая музыка была и до Баха. Большое место в обучении ребят занимает исполнение современной музыки, сотрудничество с композиторами и, конечно, непрерывные поиски возможностей исполнения на баяне мировых шедевров разных столетий», - говорит баянист.

Семён Шмельков в Гнесинке работает по трём направлениям: школа, училище и академия. Сегодня у него уже есть свои звёздочки, которыми он гордится. В музыкальной школе, например, учатся три сестры Колмогорцевы. Они специально переехали в Москву из Ивановской области, чтобы поступить в Музыкальную школу РАМ им. Гнесиных и учиться у Шмелькова. Они за один учебный год стали победителями четырёх международных конкурсов. А в академии учится Алексей Колымаев (он переехал в столицу из закрытого города Саров), который уже стал лауреатом двух международных конкурсов в Уфе и Ростове-на-Дону. Молодой человек оказался настолько одарённым, что поступил в академию, минуя училище.

Баян ещё живёт?

Если в Советском Союзе баян был широко распространён, то в настоящее время, кажется, интереса к нему меньше. Но, по мнению Семёна Шмелькова, именно сегодня этот музыкальный инструмент возрождается. «Начиная с 90-х, когда многие ценности СССР были пересмотрены, изменилось и отношение к баяну. Его стали считать немодным, пережитком времени, его начали вытеснять с телевидения. Но в 2000-е началось возрождение. Конечно, нам ещё далеко до уровня СССР, но уже сейчас баян и аккордеон звучат на ТВ, на всевозможных праздниках. Любовь к инструменту разгорается с новой силой», - считает баянист.

Как объясняет Семён, баян просто пережил трансформацию и уже вошёл в эстраду. «Популярные музыканты тоже не обходят его стороной. Во многих хитах мы можем услышать баян-аккордеон. Баян снова становится модным, и это здорово!» - считает музыкант.

В своём репертуаре он тоже старается сочетать интересные современные и классические сочинения. Сегодня Семён гастролирует по всему миру. В ноябре, например, был с концертами в девяти городах Австрии. В июле посетил Польшу, где кроме концерта провёл мастер-класс для юных исполнителей. «Баян ценят везде. Просто где-то публика более восторженная, а где-то более сдержанная. Италия и Испания, например, встречают всегда очень эмоционально, а австрийцы более сдержанные. В России более сдержанная публика, например, в Нижнем Новгороде», - говорит баянист.

Старается Семён приезжать каждый год и в родной Кемерово. Очередной концерт баянист запланировал на конец ноября – начало декабря, но вопрос пока ещё решается. Семён бывает в Кемерове в качестве члена жюри Международного конкурса «Сибириада», Всесибирского фестиваля-конкурса искусств им. Вернера. «Конечно, хотелось бы выезжать и в другие кузбасские города и районы, особенно далёкие от центра. Но, к сожалению, гастроли обычно оплачивают только на один город», - говорит Семён. Поэтому пока гастрольный тур по Кузбассу остаётся в мечтах. Как отмечает музыкант, ему хотелось бы больше общаться с кемеровчанами не только во время концертов. Хочется проводить в том числе и мастер-классы, но это тоже пока только мечты.

Наталья Исаева. АиФ Кузбасс

Освободите музыку от нот

schmelkov

К этому курганских музыкантов призывали гости из Москвы

III Областной фестиваль «Играют студенты Российской академии музыки им. Гнесиных» завершился мастер-классом баяниста Семена Шмелькова.

Молодой, но уже признанный российским и зарубежным музыкальным сообществом исполнитель, с курганскими дарованиями говорил по-простому, без назидательного тона «маэстро» и тени высокомерия. Он раскрывал свои секреты владения инструментом, учил детей освобождать музыку от нот и дарить мелодии свободу.

Ошибаясь и начиная раз за разом сначала, пытаясь безупречно выполнить рекомендации именитого педагога, юные музыканты, затаив дыхание, извлекали из инструмента звуки. Занятие длилось больше часа, но дети были готовы работать и дольше, только пальцы уже не слушались – руки требовали отдыха. То, чего добивался выпускник Гнесинки от ребят – особую певучесть инструмента, яркость исполнения – они в дальнейшем продемонстрируют на сцене альма-матер – Курганского областного музыкального колледжа имени Д.Д. Шостаковича.

— Да простят меня специалисты других консерваторий, но гнесинская кафедра баяна и аккордеона, струнных групп, на мой взгляд, лучшая в мире, — сказал на закрытии фестиваля Михаил Рычков, директор курганского музколледжа.

– Мы с вами счастливые люди – имеем возможность видеть и слышать  в нашем зале самых ярких музыкантов современности. Каждый концерт фестиваля не был похож на предыдущий, но все они были связаны единой нитью – ювелирной отточенностью каждой ноты. В следующем году мы снова проведем фестиваль,  для нас он стал хорошей традицией. Какими будут эти встречи, кто из исполнителей приедет, пока сказать сложно. Но идеи уже есть, переговоры скоро начнутся.

В этом году фестиваль длился больше месяца. За это время на сцену курганского колледжа поднялись лауреаты международных конкурсов Сергей Луран (аккордеон), Петр Бабин и Толеген Какимов (оба баянисты), Бауыржан Мукажанов (домра), завершил вереницу талантов баянист Семен Шмельков, также победитель много численных конкурсов, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных.

Слушателям Семен предложил абсолютно новые прочтения знаменитых мелодий, а также неизвестные произведения именитых композиторов. Чего стоят «Пестрые страницы» профессора Московской консерватории Романа Леденева. Много лет назад, еще в 1959 году, после долгих уговоров он согласился написать несколько детских пьес, попробовал одну, другую, третью,  через пять лет их было уже триста. «Утренняя песенка», «Старинная песенка», «Песенка без слов», «Канон»- короткие сочинения, словно детские игрушки, каждая по своему хороша. Или пьесы из альбома Александра Гречанинова «Бусинки»: в них слышишь и детский смех, и плач,  радостный визг, искреннее недоумение и разочарование.

— Музыка для детей и детский репертуар стали особенно актуальными именно в наше время, — отметил на концерте Семен Шмельков.  – Фридрих Робертович Липс, известный российский баянист, первым сказал о том, что современная баянная музыка в большей степени предназначена для взрослых артистов, способности маленьких исполнителей в ней не учитываются. По инициативе Липса была издана хрестоматия для детей, в которую вошли лучшие сочинения ныне живущих советских и российских композиторов.

Семен из тех музыкантов, кто находится в постоянном поиске нового и захватывающего материала. Баянист ищет мелодии как среди архивов, так и в прямом общении с авторами. Исключением не стала и жена баяниста — композитор Ольга  Чистохина. Первое ее сочинение появилось в репертуаре московского музыканта еще в 2006 году («Элигическая поэма»),  с тех пор исполнитель постоянно сотрудничает с супругой  («Сказал, что без ее музыки баянистам одиноко») и творческий тандем регулярно  удивляет слушателей новыми современными произведениями.

Добрался Семен и до признанных гениев – знаменитую «Пляску Смерти» Камиля Сен-Санса изменил так, вернее, вернул ей настолько близкое к оригиналу звучание, что даже маститые  музыканты не узнают в этой мелодии знакомую во всем мире музыку. Традиционно «Пляска Смерти» исполняется в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа, в голову же московскому баянисту пришла идея сделать переложение с партитуры и постараться максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения. По мнению Семена Шмелькова,  Лист позволил себе много того, чего Сен-Санс не закладывал в сочинение.

Под занавес концерта прозвучал «Большой хроматический галоп» Листа, произведение, как признался сам Шмельков, которое «каждый раз исполняется как в последний». Прозвучало оно блестяще, зал ликовал и требовал Семена на бис. Музыкант еще раз вышел на сцену («Я готов, но если не хватит сил доиграть до конца, заранее прошу прощения»), и «Пчелкой» Франца Шуберта поставил яркую точку в завершении областного фестиваля.

Фото предоставлено Курганским областным музколледжем им. Д.Д. Шостаковича.

 
Пресса